СЛОВО О ПОЧИТАНИИ ПРЕДКОВ
Почитание Предков – одна из важнейших основ русской традиционной культуры (как, впрочем, и традиционной культуры любого другого народа). Ни одна Традиция не может существовать без уважения к Пращурам: презрение к старикам – отличительная черта современной «цЫвилизацЫи». Известно, что в древности у славян (равно как и у многих других народов) существовал обычай ритуального умерщвления стариков по достижении ими определённого возраста – это было необходимо для выживания рода в то нелёгкое время…001 Но ни в одном традиционном обществе никогда не было «домов престарелых», в которые дети, не желающие ухаживать за стариками, могли бы отправлять своих родителей на вполне законных основаниях. Ни в одном! Такая подлость и жестокость была просто немыслима для «дикарей», зато в «цивилизованном» обществе это вполне обычное явление. «О, времена, о, нравы!» В старину о Предках не просто помнили: им приносили требы, к ним обращались за помощью и советом – поскольку считали, что, даже находясь в Ином Мире, умершие слышат нас и могут вмешиваться в дела живых. Почитание ушедших на Тот Свет являлось важной составной частью обрядовых действ, совершаемых на многих святоднях Кологода; не было оно неуместным и в иное время – ведь разговаривать со своими бабушками и дедушками, родичами и друзьями (неважно – живыми или умершими) можно не только по праздникам.%) В славянской Традиции известны два основных периода времени, в течение
которых Предков особенно чтили. Это – родительские дни (весной и осенью) . Скорее всего,
выбор именно этого времени для чествования Пращуров обусловлен
древним поверьем, согласно которому души умерших приходят в
наш мир весной, а уходят обратно в Навь – осенью (вместе с перелётными птицами или даже в образе птиц). Как правило,
Предков поминают на кладбище (это – мера безопасности: Предков не зовут в дом из боязни, чтобы вслед за ними с Того Света не
явился какой-нибудь злой дух). На могилы ставят требу (еду), зажигают свечи002… Могила, в традиционных представлениях - своего рода жилище умершего: в древности существовал обычай ставить над местом захоронения «домовину» (небольшой деревянный домик).
Академик Б.А. Рыбаков так описывает эти строения: «Надмогильные домовины-столпы представляют
собой деревянные срубные домики (1,5 х 2 м) с двускатной крышей
и маленьким, в толщину одного бревна, оконцем. Иногда четвёртой
стены в срубе нет, и это даёт возможность ставить внутрь домовины
различные "приноси" во время поминовения мёртвых»003. До сих пор такие домовины («избы смерти») можно встретить на
старинных кладбищах в некоторых районах страны (например – в Поволжье, в Архангельской области). Следует отметить также
два весьма интересных факта: кладбище раньше зачастую находилось
за рекой (символизирующей реку Смородину, отделяющую Явь от Нави,
наш мир от Иного Мира), а расположение могил нередко
напоминало расположение домов в деревне. Святые Деды, зовём вас! После поминального ужина, на котором часть еды откладывали для Предков и наливали им чарку (пищу, предназначенную
Дедам, после обычно выставляли на улицу), души мёртвых просили уйти обратно в Иной Мир: Святые Деды, вы сюда прилетели Поминовение Пращуров могло совершаться по случаю каких-либо важных событий в жизни человека.
Известный исследователь русской Традиции Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет:
«Радуясь рождению сына, он (язычник) приготовлял общую трапезу, как домашнюю жертву, на которую приглашал и усопших:
«Се бо вам, отче, се бо вам, мати!» - говорил он, ставя тарелки для родителей»004. Культ Предков издревле был тесно связан с культом плодородия.
По свидетельству Мирчи Элиаде (знаменитого румынского историка религий): «Связь между предками, урожаем и половой жизнью
была столь тесной, что три эти культа часто сливались в один»005. Б.А. Рыбаков подтверждает наличие этой связи в славянской Традиции:
«Умершие предки предавались земле; в сознании древних пахарей предки содействовали плодородию и урожаю006.
Угощение «дзядов» на кладбище или за домашним столом носит аграрно-магический характер»007. Души Пращуров,
согласно славянским верованиям, могут посылать дождь, что прослеживается, например, в этой обрядовой песне:
А я етой тучи не боюся, Особое место почитание Предков занимало на зимних святках
(начинающихся с праздника Коляды), что характерно и для ряда других родственных славянам этносов (например, для скандинавов):
«Для северных народов святки — празднество одновременно в честь умерших и плодородия, жизни; поэтому в святки и
затевали самые разгульные пиршества, и устраивали свадьбы, и ухаживали за могилами»009. В славянской Традиции считалось,
что во время зимних святок души умерших посещают свои семьи: поэтому в старину на праздничный стол было принято
ставить лишнюю посуду (для Предков), откладывать по ложке от каждого блюда в отдельную миску (эта еда оставалась на
столе на ночь («души придут и будут есть»), а после её сжигали в огне, топили, относили под деревья или отдавали домашним
животным). Существовал также обычай на святки жечь во дворе солому – «для согрева душ умерших». Культ Предков чётко
прослеживается и в древнем обычае колядования. Ряженые «колядовщики», ходящие по домам и требующие подарков,
изображают выходцев с Того Света, в том числе – умерших Пращуров; подтверждение этому мы находим как в карнавальных масках
(«чёрт», «покойник», «дед», «баба»), так и в колядках (обрядовых песнях):
По мостах, мостах по золотеньких «Золотые мосты», упоминаемые в этой песне, по мнению ряда
исследователей – мосты, соединяющие Явь и Навь. Кроме того, колядовщики в своих песнях рассказывают, что они проделали
долгий путь, шли «по тёмной ночи да по грязной грязи», «через поле широкое, через море глубокое», «проходили леса, боры»: а эти
образы также могут быть интерпретированы как описание пути с Того Света… Вот, к примеру, текст русского заговора, описывающий
путь в Иной Мир:
Встану я (имярек) Наконец, в некоторых белорусских колядках прямо говорится, что колядующих
«прислали Деды по блины», а это означает, что все подарки они собирают не для себя, а для «Дедов», «Родителей». Дары,
собранные колядовщиками, в древности либо приносились в жертву обитателям Иного Мира (в том числе – душам Предков),
либо были обрядовой стравой (пищей), разделяемой с ними012. Сбор и принесение требы,
скорее всего, осуществлялся представителями жреческого сословия013, хотя вполне возможно и участие в этом обряде молодёжи и детей014
(как и в более поздние времена). Массовое ряжение и разгульное веселье характерно для подобных праздников по всей Европе, и крайне сомнительной представляется мысль о том, что в древности в обрядовом маскараде участвовали исключительно жрецы: вряд ли в каждой деревне было достаточное для формирования ватаги ряженых количество представителей жреческого сословия . Сам процесс сбора еды для жертвоприношений, будучи делом серьёзным и ответственным, тем не менее, наверняка включал в себя (как и в более позднее время) элементы «глумотворства и смехотворства» – это вполне соответствует атмосфере праздника.
Тесно связана с культом Предков и знаменитая Масленица (праздник весеннего равноденствия, иначе именуемый Комоедицами). Это подтверждает ряд деталей масленичной обрядности: блины (которые являются не только символом Солнца, но и поминальным блюдом), традиционные кулачные бои (бойцовские состязания (тризна) – неотъемлемая часть древнеславянского погребального ритуала), существовавший в некоторых местностях обычай не убирать на ночь со стола масленичный ужин (судя по всему – для «кормления» духов Предков)…
СЛАВА ПРАЩУРАМ НАШИМ! ГОЙ, СВЯТЫ ДЕДЫ! СЛАВА! Мирослав (г. Курган) |