СЛАВЯНСКИЕ СВЯТОДНИ: ОБРЕТЕНИЕ ЛАДА
Лада Великая, Мать Многоликая ЛАД – одно из основополагающих понятий в современном родноверческом любомудрии (философии). Идея Лада восходит к далёким временам индоевропейской общности, подтверждением чему служит наличие соответствующих понятий в языках иных народов, происходящих от арийского корня. Индуистская «Дхарма», балтийская «Дарна», греческая «Гармония» – всё это различные имена Того, что мы, славяне, называем «Ладом». Справедливости ради следует отметить, что идея вселенской гармонии присуща не только ариям: китайское слово «Дао» означает то же, что и славянское «Лад»… Сущность Лада трудно выразить словами – его познание происходит, прежде всего, через Сердце. Жить в Ладу – значит следовать Прави – Вселенскому Закону, управляющему всем Мирозданием. Существование этого Закона люди осознали в глубокой древности; на разных языках Вселенский Закон носит разные имена: славяне называли его «Правь» или «Рота», индусы – «Рита», иранцы – «Арта» … «Ригведа» так говорит о нём: У Закона есть твёрдые основы Придерживающийся Закона от Закона и получает. Следование Прави, жизнь в Ладу дарует человеку множество благ – и, в первую очередь, здоровье духовное и телесное. Однако человек несовершенен и потому может иногда выходить из состояния гармонии. Одним из важнейших средств восстановления утраченного Лада, донесённым до нас народной Традицией, являются праздники. Вообще, понимание праздника людьми Традиции в корне отличается от его восприятия носителями «современной культуры». В Традиции праздник – не обычная «пьянка и гулянка», а нечто священное. Не случайно иные его названия – «святодень» или «свято». Как правило, славянский святодень состоит из трёх основных частей: зачина, пира и игрищ. Зачин праздника – это обряд славления Богов и Предков. О том, как следует проводить такие обряды, многое написано людьми Вещими. Нам же важно другое – во время обрядового действа человек (при должном настрое) соприкасается с Богами, кои суть Силы Природы, ощущает своё единство со всем Мирозданием. Так мыслю: ощущать единство со Вселенной можно лишь будучи в Ладу с Ней (или – хотя бы приблизившись к этому состоянию). И, следовательно, обряд славления Богов способствует обретению Лада со Всемирьем (хотя, разумеется, это не единственное его назначение). Что касается славления Предков: почитая умерших родичей, мы тем самым поддерживаем Лад в отношениях с ними… Следующая часть традиционного праздника – пир – имеет мало общего с обычными для современного общества попойками, сопровождаемыми пьяными драками. Пир – это, прежде всего, священнодействие, ритуальная трапеза, участниками которой являются не только люди, но и Боги. Как правило, во время этой трапезы едят (помимо всего прочего) часть освящённой требы. Славления Предков и Богов (к примеру, при пускании по кругу братины) – также являются неотъемлемым атрибутом обрядового пиршества. На пиру люди общаются между собой – и это способствует появлению и сохранению ровных, дружеских отношений в человеческом сообществе – то есть Лада между людьми. Игрища, коими обыкновенно завершается святодень, весьма разнообразны. Есть среди них спортивные состязания, есть – обрядовые игры, есть – скоморошины. Но все они, так или иначе, помогают людям обрести Лад. Так, например, различные командные игры (например: «взятие крепости», кулачные бои «стенка-на-стенку» и т.п.) учат людей взаимодействию, – а значит, учат ладить друг с другом. Во время игрищ люди выплёскивают немало Яри, которая, накопившись сверх меры, могла бы толкнуть на неправедные дела (как говорят учёные мужи, «происходит сублимация агрессии»). С другой стороны, посредством обрядовых игр и скоморошин, кои в образной форме воспроизводят на земном уровне то, что происходит в Природе («взятие крепости» на Комоедицы, «похороны Ярилы» на Купалу, закатывание горящего колеса в гору во время празднования Коляды и т.д.) люди сосредотачивают своё внимание на природных процессах, что помогает пребывать в Ладу со Всемирьем. Особо следует сказать о радениях и мистериях, которые также творятся на многих праздниках. Радения – общее название разнообразных духовных и оздоровительных практик, существующих в славянской Традиции. Многие из них способствуют очищению, восстановлению равновесия Сил в человеческом теле – а значит, опять же, обретению Лада – на сей раз, с самим собой. Окрутные мистерии (устраиваемые, к примеру, на Русалиях, Коляде, дне Марены) также могут служить средством поддержания Лада. Так, окрута, творимая во время празднования дня Марены, Богини Зимы и Смерти, представляет собой мощную очистительную практику, с помощью которой люди выжигают в себе всё отжившее свой срок, ненужное, всё, что стало помехой… Мирослав, г. Курган |