Определения Бога дать невозможно, потому что часть не может
определить целого в полном объёме. Борьба религий и атеизма в различных его
проявлениях заставляет людей задумываться о Боге и о богах. Каждый имеет своё
представление об этом вопросе.
Для нас боги – это энергии, силы, которые окружают нас. Они не
бывают плохими или хорошими, добрыми или злыми – Космосу неведомы такие
категории, их придумали люди. Они существуют независимо от нашего желания, как
воздух, вода, огонь (вернее то, что придаёт воздуху свойства воздуха, воде –
воды, огню – огня).
Многие исследователи пытаются приравнять богов разных пантеонов,
разных религий. Это не совсем корректно, потому что каждая историческая эпоха
создаёт своё представление. Многое меняется, даже имя. Поэтому Зевс есть Зевс,
Юпитер – это Юпитер, а Перун будет Перуном. Но если мы поставим в ряд с Перуном
белорусского Пяруна, литовского и прусского
Perkunas’a, латышского Perkons’a, то, скорее всего,
скажем, что в этом есть что-то похожее, что-то общее.
Каждый язык хранит память о своих богах, а родственные языки
поддерживают связь, показывают динамику и могут помочь вывести изначальное.
Общеславянский корень bogъ и индоевропейский корень
bhag — «наделять», «раздавать» близка к древнеиранскому, авестийскому
baga — «участь», «судьба». В современном хинди бхаги означает
счастье. Мы зачастую поминаем Бога в разговоре, не задумываясь об этом. Когда
нам что-то дают или делают, мы говорим «Спасибо», понимая под этим
благодарность за оказанную услугу. Иногда добавляем — большое спасибо. Но ведь
«спасибо», адресованное к подателю благ, предполагает адресацию к более высшей
инстанции: «Спаси бог». Как это может быть большим или не очень? Когда что-то
удаётся, мы говорим «Слава богу!», тем самым, порою неосознанно, славим Бога, не
персонифицируя его. По одной из версий славяне получили своё имя оттого, что они
с любовью и искренне славили Бога.
Род – начало, творец и создатель всего сущего и несущего,
явного и неявного, живого и неживого, Вышний Вседержитель, Всеединый Бог. В
первую очередь Род – это творческая, призывающая к жизни, производящая сила
вообще. Имя его живёт в таких словах как родитель,
рождать, родной, Родина,
порода, природа, урожай,
родник. Основная хлебная культура также несёт в себе это имя –
рожь. Сейчас мы под словом род понимаем
родственников, предков и потомков, земляков и целый на
род. Поэтому сказать: «Я есть Род» не будет
гордыней, самообманом, потому что всё и каждый есть частица вечного и
бесконечного, творящего и разрушающего, что есть Род.
Сварог сотворил, створожил, сварганил этот проявленный Мир.
Сварга в санскрите, который наиболее глубоко сохранил корневые основы
индо-арийского языка и по своей этимологии наиболее схож с русским, имеет две
корневые основы: svar – свет, небо и ga – хождение;
то есть движение света по небу, движение небесного света. Сейчас сложно сказать,
является ли svar корнем в полном смысле этого слова, или,
всё-таки, корнем является var, который в русском языке имеет
близких родственников (варят варения и
взвары, в полуденный зной Солнце варом
варит, металлические предметы сваркой
сваривают), которые конкретно связаны с тепловым процессом,
изменяющим структуру. И не от Сварога ли ведут происхождение мудрая птица Ворон
(вран) и ворожея, которая ворожбу ворожит? Мало что осталось документального о
Свароге, но сохранилась информация о Варуне – вседержителе Вселенной и
самодержце над миром и людьми, величайшем из богов ведийского пантеона и Уране –
первом небесном творце греческого пантеона. Не исключено, что имя Варя, которое
сейчас воспринимается как производное от греко-христианского Варвара (что в
переводе означает иноземка, варварка, дикарка), хранит в себе память о
Варуне-Свароге. В.Даль даёт три значения слову «варя» 1) варка,
варево, порция сваренного; 2) толпа, куча, множество; 3) весь стан
человека.
В русском языке есть слово лад. Ожегов представляет его значение как согласие,
мир, порядок; образец, способ. У Даля немного побольше:
мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды,
порядок, уговор; согласие, взаимная стройность музыкальных звуков и
ещё несколько специфических терминов. Сложно определять первооснову производными
словами – и близко, да не то. Глагол ладить означает сейчас
прилаживать, приноравливать, пригонять, поправлять,
изготовлять, чинить, приводить в порядок; быть в хороших
отношениях, ладах. Сходные по смыслу глаголы обладать,
владеть, совладать имеют общий корень — лад.
А не родственны ли им слова укладывать, кладка?
Прилагательное ладный – во всех отношениях хороший, годный,
путный, гожий. «Ладно скроен, крепко сшит». В старинном слове
ладина заключены лад, удача, успех, счастье. «Ладно»
– подводят итог, когда договорились, пришли к соглашению. БогиняЛада
ладит Мир, делает его ладным, слаженным.
Лада, как и Богородица, Богоматерь – это, прежде
всего, мать. Мать, которая не только даёт жизнь, но оберегает эту
жизнь, помогает детям своим и опекает их. В имени Лада нет упоминания о
материнстве. Оно присутствует в имени Матрёна,
которое считается латинским (Матрона). Да в вечно брюхатой кукле
Матрёшке, которая отображает многоуровневость
материального мира. Мать, матка,
материя, матрица – вот лоно, основа, подложка нашего
мира.
Есть некая сила, которая велит, довлеет,
позволяет, волит и неволит.Своя воля, своя и доля. Своя
воля царя боле. Индо-европейский корень uei-,
uol- – хотеть, желать породил плеяду слов в
различных языках: voluntas лат. – желание; vala лтш. – сила,
власть; wollen нем. – хотеть. Русский язык хранит память о великом
повелителе, волевом и вещем Велесе. Древнерусское слово
«владь», то есть владеть, означает одновременно и «волосы» и
«власть». Не случайно же могущественнейшего бога славянского пантеона
зовут не только Велесом, но и Волосом. Кстати, Велес не
одинок в этом мире. В балтийской мифологии Велс — бог загробного
мира и скота, в Скандинавии Вёлунд – чудесный кузнец, властитель
альвов, природных духов плодородия. Семитский Балу,
Баал (хозяин, владыка), в греческом звучании Ваал –
бог бури, грома, молнии, дождя и плодородия. Ведийская мифология даёт нам
Валу, что в переводе на русский язык значит «охватывающий»,
«скрывающий».
Перун – не просто бог-громовержец. Глаголы ‘перети’,
‘перу’ – стремиться, нестись;жать,
выжимать;напирать, настаивать. Приставка пере-, которая
раньше выступала как отдельное слово, обозначает нечто, выходящее за границы,
сильное, изменяющее, порою необузданное и даже излишнее. Зачастую это
предшествует, выступает вперёд, становится первым,
впередиидущим. Не потому ли Перун – первый перемога, стал
богом-ратоборцем у княжеских дружин, что он поможет
перебороть, перемочь противника как
внешнего, так и внутри себя?
Стрибог – строгий устроитель.Строй Божьих дел. Вселенная стоит
своим неизменным строем. Всякая земля строем держится. Для полноты картины
добавим ещё несколько слов из этого гнезда: строить, стремиться, стараться;
старый, старшой; стержень, стрежень, стрижали; сторож, страж, стеречь; страна,
сторона.
Солнечные боги не только дают качества Солнца, но и отслеживают
годовую ритмику. Нарождается новый год и к нам приходит юное Солнце –
Коляда. Наши предки Солнце звали Коло, ведь оно ходит по
колее, колесом, около, посолонь. Весенний
Ярила приносит ярость и яркость, он наяривает землю,
почву, все проявления природы, чтобы те раскрылись, расцвели, набрали сил для
плодоношения. Летний Хорс делает так, чтобы на Земле стало хорошо,
красиво, сохра нно. А щедрый Дажьбог (то, что бог
даёт) наполняет закрома урожаем. Плоды собраны, ссыпаны в закрома.
Наступает суровое время Кощея, который устанавливает кошное право
и хранит богатство в кошёлках и кошельках. И такой коловорот –
круглый год, каждый год.
Макошь, Мокошь, Мокушь, Мокша, Мокуша, Макушка – странные, жёсткие
имена, но в них слышны мощь и сила. Раскатаем клубочек слов:
мокрый, мокнуть,
мочить, моча,
мочь, мощь. Найти границу между
мокрым и мощным оказывается очень
сложно, но мы потянем клубок за ниточку ещё: мощно,
можно, могу. Общеславянский корень
mogti – быть в силе, быть в состоянии;
древнеиндийский magha – могущество, вознаграждение,
богатство, дар, а древнеперсидский magus –
волшебник, маг. Тому, кто хочет и может, Мокошь посылает Долю,
которая по мощи оказывает помощь.
Две неразлучные богини: Жива – жизненная сила и
Смерть-Мара-Морена – мера жизни. Так же парами
проявляются Световид и Темнобог, Белбог и Чернобог – две грани одной силы.
Домовые, лешие и другие хозяева места не нуждаются в расшифровке. У
них не имена, а прилагательные, которые пишут с маленькой буквы, потому что
каждого из них много. Как и тех, кто помогает следить за временем: полудница,
ночница, святочница.
Пантеон родных богов жив в родном языке, и значимость его
определяется значимостью и объемлемостью понятия. А если имени бога нет в языке,
то он инородный, привнесённый, чужой.
Резунков А.Г. община "Крина", г. Санкт-Петербург
|