РОДНЫЕ БОГИ В РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Определения Бога дать невозможно, потому что часть не может определить целого в полном объёме. Борьба религий и атеизма в различных его проявлениях заставляет людей задумываться о Боге и о богах. Каждый имеет своё представление об этом вопросе.
Для нас боги – это энергии, силы, которые окружают нас. Они не бывают плохими или хорошими, добрыми или злыми – Космосу неведомы такие категории, их придумали люди. Они существуют независимо от нашего желания, как воздух, вода, огонь (вернее то, что придаёт воздуху свойства воздуха, воде – воды, огню – огня).
Многие исследователи пытаются приравнять богов разных пантеонов, разных религий. Это не совсем корректно, потому что каждая историческая эпоха создаёт своё представление. Многое меняется, даже имя. Поэтому Зевс есть Зевс, Юпитер – это Юпитер, а Перун будет Перуном. Но если мы поставим в ряд с Перуном белорусского Пяруна, литовского и прусского Perkunas’a, латышского Perkons’a, то, скорее всего, скажем, что в этом есть что-то похожее, что-то общее.
Каждый язык хранит память о своих богах, а родственные языки поддерживают связь, показывают динамику и могут помочь вывести изначальное.

Общеславянский корень bogъ и индоевропейский корень bhag — «наделять», «раздавать» близка к древнеиранскому, авестийскому baga — «участь», «судьба». В современном хинди бхаги означает счастье. Мы зачастую поминаем Бога в разговоре, не задумываясь об этом. Когда нам что-то дают или делают, мы говорим «Спасибо», понимая под этим благодарность за оказанную услугу. Иногда добавляем — большое спасибо. Но ведь «спасибо», адресованное к подателю благ, предполагает адресацию к более высшей инстанции: «Спаси бог». Как это может быть большим или не очень? Когда что-то удаётся, мы говорим «Слава богу!», тем самым, порою неосознанно, славим Бога, не персонифицируя его. По одной из версий славяне получили своё имя оттого, что они с любовью и искренне славили Бога.

Род – начало, творец и создатель всего сущего и несущего, явного и неявного, живого и неживого, Вышний Вседержитель, Всеединый Бог. В первую очередь Род – это творческая, призывающая к жизни, производящая сила вообще. Имя его живёт в таких словах как родитель, рождать, родной, Родина, порода, природа, урожай, родник. Основная хлебная культура также несёт в себе это имя – рожь. Сейчас мы под словом род понимаем родственников, предков и потомков, земляков и целый на род. Поэтому сказать: «Я есть Род» не будет гордыней, самообманом, потому что всё и каждый есть частица вечного и бесконечного, творящего и разрушающего, что есть Род.

Сварог сотворил, створожил, сварганил этот проявленный Мир. Сварга в санскрите, который наиболее глубоко сохранил корневые основы индо-арийского языка и по своей этимологии наиболее схож с русским, имеет две корневые основы: svar – свет, небо и ga – хождение; то есть движение света по небу, движение небесного света. Сейчас сложно сказать, является ли svar корнем в полном смысле этого слова, или, всё-таки, корнем является var, который в русском языке имеет близких родственников (варят варения и взвары, в полуденный зной Солнце варом варит, металлические предметы сваркой сваривают), которые конкретно связаны с тепловым процессом, изменяющим структуру. И не от Сварога ли ведут происхождение мудрая птица Ворон (вран) и ворожея, которая ворожбу ворожит? Мало что осталось документального о Свароге, но сохранилась информация о Варуне – вседержителе Вселенной и самодержце над миром и людьми, величайшем из богов ведийского пантеона и Уране – первом небесном творце греческого пантеона. Не исключено, что имя Варя, которое сейчас воспринимается как производное от греко-христианского Варвара (что в переводе означает иноземка, варварка, дикарка), хранит в себе память о Варуне-Свароге. В.Даль даёт три значения слову «варя» 1) варка, варево, порция сваренного; 2) толпа, куча, множество; 3) весь стан человека.

В русском языке есть слово лад. Ожегов представляет его значение как согласие, мир, порядок; образец, способ. У Даля немного побольше: мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок, уговор; согласие, взаимная стройность музыкальных звуков и ещё несколько специфических терминов. Сложно определять первооснову производными словами – и близко, да не то. Глагол ладить означает сейчас прилаживать, приноравливать, пригонять, поправлять, изготовлять, чинить, приводить в порядок; быть в хороших отношениях, ладах. Сходные по смыслу глаголы обладать, владеть, совладать имеют общий корень — лад. А не родственны ли им слова укладывать, кладка? Прилагательное ладный – во всех отношениях хороший, годный, путный, гожий. «Ладно скроен, крепко сшит». В старинном слове ладина заключены лад, удача, успех, счастье. «Ладно» – подводят итог, когда договорились, пришли к соглашению. БогиняЛада ладит Мир, делает его ладным, слаженным.
Лада, как и Богородица, Богоматерь – это, прежде всего, мать. Мать, которая не только даёт жизнь, но оберегает эту жизнь, помогает детям своим и опекает их. В имени Лада нет упоминания о материнстве. Оно присутствует в имени Матрёна, которое считается латинским (Матрона). Да в вечно брюхатой кукле Матрёшке, которая отображает многоуровневость материального мира. Мать, матка, материя, матрица – вот лоно, основа, подложка нашего мира.

Есть некая сила, которая велит, довлеет, позволяет, волит и неволит.Своя воля, своя и доля. Своя воля царя боле. Индо-европейский корень uei-, uol- – хотеть, желать породил плеяду слов в различных языках: voluntas лат. – желание; vala лтш. – сила, власть; wollen нем. – хотеть. Русский язык хранит память о великом повелителе, волевом и вещем Велесе. Древнерусское слово «владь», то есть владеть, означает одновременно и «волосы» и «власть». Не случайно же могущественнейшего бога славянского пантеона зовут не только Велесом, но и Волосом. Кстати, Велес не одинок в этом мире. В балтийской мифологии Велс — бог загробного мира и скота, в Скандинавии Вёлунд – чудесный кузнец, властитель альвов, природных духов плодородия. Семитский Балу, Баал (хозяин, владыка), в греческом звучании Ваал – бог бури, грома, молнии, дождя и плодородия. Ведийская мифология даёт нам Валу, что в переводе на русский язык значит «охватывающий», «скрывающий».

Перун – не просто бог-громовержец. Глаголы ‘перети’, ‘перу’стремиться, нестись;жать, выжимать;напирать, настаивать. Приставка пере-, которая раньше выступала как отдельное слово, обозначает нечто, выходящее за границы, сильное, изменяющее, порою необузданное и даже излишнее. Зачастую это предшествует, выступает вперёд, становится первым, впередиидущим. Не потому ли Перун – первый перемога, стал богом-ратоборцем у княжеских дружин, что он поможет перебороть, перемочь противника как внешнего, так и внутри себя?

Стрибог – строгий устроитель.Строй Божьих дел. Вселенная стоит своим неизменным строем. Всякая земля строем держится. Для полноты картины добавим ещё несколько слов из этого гнезда: строить, стремиться, стараться; старый, старшой; стержень, стрежень, стрижали; сторож, страж, стеречь; страна, сторона.

Солнечные боги не только дают качества Солнца, но и отслеживают годовую ритмику. Нарождается новый год и к нам приходит юное Солнце – Коляда. Наши предки Солнце звали Коло, ведь оно ходит по колее, колесом, около, посолонь. Весенний Ярила приносит ярость и яркость, он наяривает землю, почву, все проявления природы, чтобы те раскрылись, расцвели, набрали сил для плодоношения. Летний Хорс делает так, чтобы на Земле стало хорошо, красиво, сохра нно. А щедрый Дажьбог (то, что бог даёт) наполняет закрома урожаем. Плоды собраны, ссыпаны в закрома. Наступает суровое время Кощея, который устанавливает кошное право и хранит богатство в кошёлках и кошельках. И такой коловорот – круглый год, каждый год.

Макошь, Мокошь, Мокушь, Мокша, Мокуша, Макушка – странные, жёсткие имена, но в них слышны мощь и сила. Раскатаем клубочек слов: мокрый, мокнуть, мочить, моча, мочь, мощь. Найти границу между мокрым и мощным оказывается очень сложно, но мы потянем клубок за ниточку ещё: мощно, можно, могу. Общеславянский корень mogtiбыть в силе, быть в состоянии; древнеиндийский maghaмогущество, вознаграждение, богатство, дар, а древнеперсидский magusволшебник, маг. Тому, кто хочет и может, Мокошь посылает Долю, которая по мощи оказывает помощь.

Две неразлучные богини: Живажизненная сила и Смерть-Мара-Морена – мера жизни. Так же парами проявляются Световид и Темнобог, Белбог и Чернобог – две грани одной силы.
Домовые, лешие и другие хозяева места не нуждаются в расшифровке. У них не имена, а прилагательные, которые пишут с маленькой буквы, потому что каждого из них много. Как и тех, кто помогает следить за временем: полудница, ночница, святочница.

Пантеон родных богов жив в родном языке, и значимость его определяется значимостью и объемлемостью понятия. А если имени бога нет в языке, то он инородный, привнесённый, чужой.


Резунков А.Г.
община "Крина", г. Санкт-Петербург

Hosted by uCoz