ЯЗЫЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА. ОБЕРЕГИ
Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика)001. Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.Языческие символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, как уже говорилось выше, сам по себе символизировал солнце) , под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон. На фасаде дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегающий дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда славяне изображают знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного. Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом. Изображения оберегающих мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) или Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными руками, словно обращаются к Матери-Сырой-Земле, дающей урожай). Славяне старались защитить дом не только снаружи, но
и изнутри, поэтому обереги располагали на матице (здесь помещали только
коловрат – знак рода002), над дверьми
(самый распространенный оберег – подкова), на печи, на предметах быта.
Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила
могла навредить человеку. Кроме вышитых и вырезанных узоров, славяне
использовали и заклинательные привески-амулеты. В отдельных погребениях
археологи находят целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках на общей
основе. Так, в составе одного из них имеются две ложки, птица, челюсть
хищника и ключ. Ложка - символ
сытости, благосостояния и довольства, ключ - символ богатства и сохранности.
Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от
зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства. С
древнейших времен славяне верили, что со звериными амулетами к ним
переходят самые лучшие качества убитого животного. Привески в виде птиц и животных связаны были с их животными
свойствами. Уточка, например,
являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Иногда в составе
наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном отгоняли
злых духов; костяные ножи,
служившие защитой от злых духов. Очень часто при раскопках обнаруживают
зооморфные привески – так называемые «коньки». Конь - символ добра и счастья; его связь
с культом солнца подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в
виде других животных распространены мало. Шушарина И.А.
|
ЛИТЕРАТУРА
1) Аничков Е.В.
Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
2) Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М.,
1983.
3) Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян.
М., 2001.
4) Велесова книга. М., 1995.
5) Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”:
факты против легенд и мифов. М., 1984.
6) Демин В.Н. Заветными тропами
славянских племен. М., 2002.
7) Казаков В. Мир славянских богов. М.,
2000.
8) Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян.
Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов,
1993.
9) Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий,
обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.
10) Кривошеев Ю.В. Религия восточных
славян накануне крещения Руси. Л., 1988.
11) Левкиевская Е. Мифы русского
народа. М., 2003.
12) Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической
символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.,
1996.
13) Мифы народов мира. М., 1997.
14) Нидерле Л. Славянские древности.
М., 2000.
15) Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в
погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у
народов мира. М. 1979. С. 3-16.
16) Петрухин В.Я. Начало этнокультурной
истории Руси. – Смоленск, 1995.
17) Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.-
Л., 1950.
18) Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М.,
1963.
19) Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
20) Рыбаков Б.А.
Язычество древних славян. М., 1994.
21) Славянская мифология.
Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н.
Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.
22) Тобольский лечебник XVII века /
Ред. Л.А. Глинкина. Челябинск, 2003.
23) Токарев С.А. Ранние формы
религии. М., 1990.
24) Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии.
// Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.
25) Топоров В.Н. Изобразительное
искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М.,
1980.
ПРИМЕЧАНИЯ:
001 Свастика - знак Солнца, поэтому к символам Земли её отнести нельзя (хотя с плодородием она, несомненно, связана).(Мирослав)
002 Коловрат (всё та же свастика) - знак Солнца, а не рода.(Мирослав)