ЗИМНИЕ СВЯТКИ

В Месяц Волка, сразу после Корочуна – самой долгой ночи в Годовом Коло вновь начинает прибывать день. Божич Коляда – Солнце Красное едет по синему Небу, мечет на Землю стрелы златые… Хоть и далеко ещё до победы над лютой Мареной-Зимой, но главное уже свершилось: Солнце повернуло на лето. А значит, придёт время – и растают снега, забурлит вода в реках, будут люди русские славить Весну песней звонкой, забавами молодецкими да плясками буйными…

Гой, Коляда-государь! Гой, Коляда-добродарь! Слава!

Праздник Коляды (отмечаемый 25 стужня \ декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния – когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) – один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки – период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя \ января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца – 31 стужня \ декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя \ января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы – хранители Традиции Пращуров, и пойдёт наш рассказ.

В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:

«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»
001

«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни - колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати».
002

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца:

«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»
003

В канун Коляды (вечером 24 стужня \ декабря) начинается святочное ряжение. Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками, кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поют особые обрядовые песни (колядки), веселят люд потешными представлениями (в коих нередко бывает скрыт глубокий смысл) и собирают подарки004. Колядное хождение может продолжаться все две недели святок; в старину окрутники обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование – просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: ряженые являются своего рода «представителями» обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют и их маски («старик», «старуха», «мертвец», «чёрт», «кикимора») и исполняемые ими обрядовые песни. К примеру, в некоторых белорусских колядках колядовщики прямо заявляют, что их «прислали Деды по блины». «Дедами» же, как известно, называли (и называют) умерших Предков… Есть, правда, и другие группы личин, которые не имеют отношения к Тому Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь», «бык»), инородцев («цыган», «еврей», «арап») и представителей чуждых для деревенских жителей профессий («шерстобит», «коновал», «солдат»). Личины животных, по мнению учёных, связаны с тотемистическими представлениями и культом плодородия, а две последние группы масок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской культуре отсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они изображают существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, где происходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представлениях инородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи. Во-первых – собирают дары для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, по-видимому, приносилась в жертву, а часть – поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с Предками). Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых – обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов – «зерносып»: посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней005. Например, такой:

«Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!»
006

Тем же хозяевам, которые скупятся на подарки, колядовщики угрожают и желают разнообразных бед, а вдобавок, нередко ещё и вредят хозяйству: бьют горшки и окна, разрушают забор, уносят и разбивают ворота дома… А ведь, согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Зимние святки – время поминовения Пращуров. В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде. Первый поминальный обряд (в канун Коляды) в старину совершался таким образом: после семейной молитвы глава семьи зажигал свечу и прилеплял её к одному из хлебов, лежавших на столе007. Затем – уходил во двор, приносил вязанку соломы или сена008, застилал им передний угол и прилавок, расстилал чистую скатерть или полотенце и на приготовленное место (в красном углу) ставил зажиночный или обжиночный (то есть, сжатый первым или последним) необмолоченный сноп, называемый «дедом». После этого вся семья опять становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, на которой обязательно присутствовали обрядовые поминальные блюда (блины, кисель, кутья). Ели, как и положено на поминках, в молчании009… Вспоминают на зимних святках и о тех умерших, которых некому помянуть – для них выставляют блины в слуховое окно. Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры010 (для согрева душ мёртвых), зажигают свечи на могилах родичей… Проводы Пращуров обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок011.

Особо следует рассказать о ритуальном снопе («деде», «дидухе», «коляднике» и т.п.), который ставится в красном углу. Существуют разные мнения касательно его значения. Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» утверждает, что зажиночный (сжатый первым) сноп является изображением Божества: «Начиная жатву обычно с ячменя или жита, юрьевцы зажинали Первый Сноп и называли его Пращуром, ставя в красном углу под иконами. По Спожинах Сноп этот относили на чердак, где он и оставался, укрытый вышитой скатеркой, до Рождества. В Канун его торжественно вносили в хату, на чистую половину, ставили в углу, под иконами и называли, входя в эту комнату: «Поздоровь, Боже, Пращуре!» В других местах его называли Дедом, Прадедом и Зажинец, Спожинец и т.д., но основное его значение Деда Вселенной остаётся везде, если даже его открыто и не говорят. Всякий раз люди подразумевают, что Первый Сноп — дар Богу или что он - изображение Бога-Отца (…) Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посажённые отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» Из этого видно, что Первый Сноп был как бы изображением, иконой Бога, Деда Вселенной, Сварога»012. В «Велесовой Книге» сказано: «Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца»013. Согласно другой версии, колядный сноп является вместилищем духа – покровителя урожая: по народным поверьям, дух поля прячется от жнецов в последнем (обжиночном) снопе. Возможно, ритуальный сноп – это символ (и \ или, опять же, вместилище души) Предка: на это указывает его название («дед») и присутствие на поминальной трапезе в канун праздника. Впрочем, «дух поля» и «дух Предка» – понятия отнюдь не взаимоисключающие014… Обе приведённых трактовки снопа (как изображения Божества \ дара Божеству и вместилища духа \ символа Предка) также не исключают друг друга: вполне возможно, они просто относятся к разным ритуальным предметам. Дело в том, что в традиционной культуре первые плоды обычно приносились в жертву, а жертва иногда могла изображать Божество, которому она предназначалась015. Соответственно, вполне логична интерпретация зажиночного (первого) снопа именно как жертвы Богу (и, в то же время, его изображения). Последний же (обжиночный) сноп, считался местом обитания «духа поля», а потому его значение в обрядовой практике – совершенно иное, нежели у первого…
Так или иначе, по истечении определённого времени, «колядник» ритуально сжигали. Делалось это на второй день святок (26 стужня \ декабря), на третий день или же на Новый Год (1 сеченя \ января). Палили «деда» до восхода солнца на воротах, на улице перед ними или в саду. В народе верили, что дым от ритуального снопа способствует плодоношению деревьев, защищает их от мороза и вредителей. Через Огонь прыгали, чтобы быть здоровыми в новом году, а детей проносили сквозь дым на руках. Зёрна от «колядника» сохраняли и высевали весной; кроме того, по свидетельству Ю.П. Миролюбова: «На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, чтобы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здравы и благополучны. (…) Из выдернутой из него соломинки зажигали огонь на «Зворожины»016 (…) В «колобрагу», род пива, приготовлявшегося к Рождеству, бросали тоже соломинку из Пращура, и та в ней плавала все время брожения, оставаясь в ней и в самый канун, когда брагу пили. Из зерна Пращура делали снадобье для лечения мокнущего лишая на лице: брали зерно, шли к кузнецу, где тот, разжегши кусок железа, прикладывал его к зерну. Из последнего текла темная, пахнущая горелым, маслянистая и дегтеобразная жидкость. Этой жидкостью мазали лишай и обычно он исчезал. Пращуровым зерном кормили петуха ночью, беря его с насеста и внося в дом под крещенье, на Рождество. Зерно считали, сколько склюет, по числу судили о «чете или «начете», добре и зле»017. Нередко в обряде сжигания «деда» сноп заменялся соломой 018 или сеном (также называемых «дедом»), которое в канун Коляды лежало на столе и в доме019. В некоторых сёлах жгли один общий костёр из соломы020, в нём сжигали личины, использовавшиеся ряжеными021, а сами окрутники прыгали через Огонь (для очищения после контакта с Иным Миром). На мой взгляд, наиболее вероятное значение ритуального сожжения «деда» – проводы души Предка-покровителя урожая обратно на Тот Свет. Впрочем, возможна и другая интерпретация – принесение в жертву первого снопа…

Во время зимних святок совершаются и обережные обряды. В старину перед поминальной трапезой в навечерие Коляды глава семейства со свежеиспечённым хлебом, мёдом и маком, а сын (или кто-либо ещё из членов семьи) с горящей свечой трижды посолонь (по часовой стрелке) обходили дом и весь двор. В хлеву скот осыпали диким маком и окуривали дымом волшебных трав, а в порог втыкали топор. Широко известное рисование крестов на дверях (на Крещение) также является одной из разновидностей защитной волшбы; следует отметить, что крест как оберегающий символ (равносторонний крест – знак Огня и Солнца) был известен нашим Предкам задолго до появления христианства… Святки также являются временем прорицания будущего: в славянской Традиции известно множество самых разнообразных видов гаданий – подблюдные022, по кутье, по Огню и т.д. и т.п. Некоторые из них (например, подблюдные) являются сугубо святочными и в другое время не устраиваются…

И, наконец, несколько слов об очень важной вещи. Согласно древним верованиям, во время зимних святок границы между Мирами тонки и легко преодолимы. Именно поэтому на святки в наш мир приходят души Пращуров и даже Боги:

«Застилай столы, клади пироги
Застилай столы все тесовые
Клади пироги пшеничные
Придут к тебе гости любые,
Гости любые – сам Господь с неба,
Сам Господь с неба с тремя братьями:
Первый братец – красно Солнышко,
Второй братец – светел Месяц,
Третий братец – дробный дождичек!»
023

По этой же причине святки – время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами… Зимний Солнцеворот – начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок и завершающегося Водокресом.

Мирослав, г. Курган

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993.
  2. Богумил Мурин. Основы современного колядования. Обнинск: ОГИЦ Полиграфия, 2005.
  3. Велеслав Черкасов. Коло Года. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
  4. Велимир Сперанский. Русское язычество и шаманизм. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006.
  5. Вишневська Марія. Дiдух символiзує новий рiк. Источник: http://slovoprosvity.com.ua
  6. Звичаї та обряди на Україні. Источник: http://2devochki.ru
  7. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т. I. – М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996 г.
  8. Светлояр Сельницин. Избранный Словникъ (Слова ко Богам и ко Силам на многие действа).
  9. Словарь языческой мифологии славян. Источник: http://pagan.ru
  10. Чеховський Iгор. Звичай «палити дiда-дiдуха». Источник: http://2000.cv.ua
  11. Элиаде Мирча. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999.

001  Цит. по: Богумил Мурин. Основы современного колядования. Обнинск: ОГИЦ Полиграфия, 2005.
002  Цит. по: Светлояр Сельницин. Избранный Словникъ (Слова ко Богам и ко Силам на многие действа).
003  Цит. по: Светлояр Сельницин. Избранный Словникъ (Слова ко Богам и ко Силам на многие действа).
004  Следует отметить, что иногда славцы не рядились и колядовали просто в праздничной одежде (с различными украшениями). Не имели обыкновения одевать личины на святки дети-колядовщики; могли колядовать без масок и взрослые. Тем не менее, суть обычая от этого, по всей видимости, не меняется.
005  «Зерносып» совершался на Новый Год (1 сеченя \ января). Возможно, в более древние времена это делалось на Коляду.
006  Цит. по: Богумил Мурин. Основы современного колядования. Обнинск: ОГИЦ Полиграфия, 2005.
007  Свечу не тушили – она горела всю ночь.
008  Солому эту потом нередко сжигали или же убирали в такое место, где не ходят ни люди не скот – это делается из-за её связи с миром мёртвых. Таким же образом было принято поступать с соломой, оставшейся после обмывания покойника.
009  Эта поминальная трапеза называется «бедной кутьёй». Кроме неё, в славянской Традиции известны «богатая кутья» – на Щедрец и (в ряде мест) «крещенская (или «голодная») кутья» – в навечерие Водокреса.
010  Известный исследователь народной Традиции С.В. Максимов описывает этот обряд таким образом: "Способы поминовения усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них называется "греть родителей". Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамбовской и Орловской губерниях) и состоит в том, что в первый день рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки весело кружатся как в хороводе на радунице".
011 На Восточной Украине существует обычай «прогонять кутью» в навечерие Водокреса. После поминальной трапезы хозяин дома стучит палицей в стену со словами: «Геть, кутя, з покуття, А ти, узвар, іди на базар». По-видимому, это – иносказательное обращение к душам Предков с целью отправить их обратно на Тот Свет. Иногда проводы Предков совершались раньше – подробнее смотри описание обряда «паления деда». Предположительно, более ранние проводы – следствие искажения Традиции: обычай сжигания соломы, по свидетельствам этнографов, украинские крестьяне объясняли так: «бо з тої соломи родяться дідухи-земледухи». Возможно, последние несколько столетий крестьяне просто не воспринимали «паление деда» (снопа \ соломы) и сжигание личин как обряд проводов жителей Иного Мира и потому совершали эти обряды до конца святок.
012  Цит. по: Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т. I. — М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996.
013  Цит. по: Влесова Книга / перевод Слатина Н.В. – М.-О.: Русская Правда, 2003.
014  Мирча Элиаде в своей работе «Очерки сравнительного религиоведения» пишет о святках у германцев: «В святки (…) из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображение мужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что эти животные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духов умерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможным различить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощает собой силы земли и растительности».
015  В случае с зажиночным снопом дело, предположительно, обстоит следующим образом: он воспринимался как жертва Божеству и, одновременно, символ \ атрибут Бога, дарующего урожай. Символ и изображение Божества – близкие понятия (и через то и через другое может идти обращение к Богу), поэтому постепенно снопу стали придавать человекоподобные черты (одевали в праздничную одежду) – ведь Боги славян обычно изображались в антропоморфном виде.
016  Праздник Сварога.
017  Цит. по: Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т. I. — М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996.
018  По мнению А.К. Байбурина, эта солома может рассматриваться как ритуальный эквивалент мусора, а мусор в новогодней обрядности используется главным образом, как символ старого, отжившего своё – а, следовательно, связанного с Тем Светом. Именно поэтому солома выступает как символ умершего Предка. По-видимому, всё вышесказанное можно отнести и к сену.
019  В этой связи особенно интересен один из вариантов обряда с «дедом». Следом за ритуальным снопом вносили связку соломы («деда») и сена («бабу»). Хозяин раскидывал сено и солому по полу, а дети «мекали», «бекали» и т.п., танцуя на ней, – чтобы обеспечить большой приплод домашней живности в наступающем году. Суть этих обрядовых действий, по-видимому, такова: «дед» и «баба» символизируют собой умерших Предков; пляска на соломе и сене совершается детьми в их честь, а «бекание» и «мекание» – способ выражения просьбы к Пращурам об увеличении плодовитости скота.
020  В селе Варенчанка перед тем, как зажечь этот костёр, ему придавали человекоподобную форму.
021  Суть обряда сжигания личин – ритуальное уничтожение предметов, связанных с Тем Светом, и потому (согласно традиционным представлениям) – потенциально опасных. Ещё один возможный смысл – проводы обитателей Иного Мира восвояси.
022  Вот описание одного из таких гаданий, приводимое в книге А.К. Байбурина «Ритуал в традиционной культуре»: «Собирали кольца, перстни, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою; нарезывали маленькие кусочки хлеба и клали сверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки; ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни; по окончании каждой из них трясли блюдо и один ловил, что попадалось, по одной вещице».
023  Цит. по: Велимир Сперанский. Русское язычество и шаманизм. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006.
Hosted by uCoz