РЕКУ НА ГРОМЬЕ

Реку на Громье в зимне укромье
Перуне Зиме о яре сиве
Во громех грядый Небесный Радарь
Огни всполыми а Ино отрини
Зиму преломи, весну отвори
Ста днесе среча твоего меча
Во Нощи Года оберег рода!
(из Вещего Словника)

Перелом Зимы.
Громница (или «Громницы») – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, и восходящий, по-видимому, ещё к эпохе индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (иначе – арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом. В пользу этого предположения говорит то, что аналогичный праздник известен по всей Европе: названия его различны (Имболк, Оймелк, Канделора, Кэндлмас, Луперкалия, день Бригитты, Праздник Пана и т.д.), но суть повсюду сходна. Отмечается Громница в начале месяца лютня (февраля) 001 и знаменует собой Перелом Зимы, начало конца Времени Мары… В «народном христианстве» этот святодень также известен как «Сретение»002: согласно библейскому преданию в этот день младенец Иисус, принесённый своей матерью в иерусалимский храм, встретился там с иудейским праведником Симеоном003. Русская Традиция привела и это название в соответствие с изначальным смыслом праздника, о чём красноречиво свидетельствуют народные поговорки: «В Сретенье зима с летом встретились», «(на Сретенье) зима с весной встретились впервой», «На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает»… Для сравнения: согласно кельтским мифам с 1 ноября по 1 февраля на земле правит одноглазая старуха Кайллеах, насылающая бури и губящая всё живое. С Кайллеах бьются силы Солнца, Росы и Дождя. На далёком острове она держит в плену Бригитту, Богиню урожая и покровительницу домашнего очага, но рыцарь Энгус Вечноюный освобождает её и 1 февраля они вступают в брак, после чего в мир приходит весна004. Как видим, суть праздника всё та же: борьба сил Весны и Зимы. Великий Перелом.

Названия праздника у славян.
У разных славянских народов Громница известна под различными именами. У русских и белорусов этот праздник зовётся «Громница», у поляков – день «Maryi gromnicznej», у чехов – «Hromnice». Лужичане именуют его «sveckovnica Maria», хорваты – «svecna Marije», карниольцы – «svezhnica», словене – «svetio Marine». В сербских землях этот святодень известен как «Свjетло». Как явствует из приведённых названий, повсюду славяне связывают Громницу с Громом, Светом или свечами…

Славянские сказы. Богиня Громовница.
Каждый традиционный праздник неразрывно связан с каким-либо мифом, выражающим его суть. Не зная мифа, невозможно в полной мере понять смысл праздника и сопровождающих его обрядов. Вот что говорят о Громнице славянские сказы:
«…Рекут, есть в начале месяца лютеня день, когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной, и происходит меж ними великая битва – тьмы и хлада со светом и теплом. И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил – Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу на Капище Перуновом, речёт слово вещее…»005
Некоторые современные родноверы почитают на Громницу не Перуна, а женское громовое Божество (ныне малоизвестное), именуемое Молоньицей (то есть Молнией; в русской сказке «Кузьма Скоробогатый» говорится: «… едут царь Огонь и царица Молоньица») или Додолой. «Мифологический словарь» сообщает о ней следующее:
«ДОДОЛА – в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя. Известен в сербо-хорватской (Д., дудулейка, додолице, додилаш), болгарской (Д., дудула, дудулица, дудоле, преимущественно в западных областях Болгарии), а также румынской и других традициях (ср. польск. мифологическое имя Дзидзиля). Д., как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dun-dulis — прозвищу Перкунаса (букв, «раскаты грома», ср. сербо-лужицк. Дундер) — и латыш, dudina perkuo-nins — «погромыхивает громом». Очевидно, имя Д. и т. п. имена — результат древней редупликации (удвоения) корня dnu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца: [др.-инд. emasru dodhuvad (об Индре), др.-исл. dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора); ср. отчасти сходное удвоение в хетт, tethai, «греметь» (о громе)]. Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Д. первоначально — жена громовержца, а в ритуале — представлявшие её жрицы След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы — шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет: четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолицу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб. Для додольских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге — росе (серб. «Додолица бога моли: Да ми, боже, ситну росу!»)». 006
В «Велесовой Книге» (подлинность которой, впрочем, до сих пор не доказана) упоминается Богиня Перуница, провожающая павших воинов в Ирий (рай): «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов (…) И падшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом».007 Возможно, Додола и Перуница – одно и то же Божество…
После христианизации славяне отождествили древнюю Богиню-Громовницу с матерью Христа Марией. Народные поверья приписывают ей (помимо многих других функций) власть над грозой и дождями. Приведём в пример сербскую песню:
«Вала Богу! валаjсдиноме!
Где ми власи жан(ь)у у недвл(ь)у,
Над н(ь)има се три облака виjy.
Тедан облак — Громовит Илиjа,
Други облак — Огн(ь)ена Mapnja,
Трећи облак — свети Пантелиjа.
Проговора свети Пантелиjа:
“Удри громом, Громовит Илиjа,
Удри огн(ь)ем, Огн(ь)ена Mapnja,
Jahy ветром, свети Пантелиjа”».

(Перевод: Хвала Богу, хвала единому! где влахи в воскресенье ниву жали, там над ними вились три облака: первое облако — Громовник Илья, другое облако — Огненная Мария, третье облако — святой Пантелеймон. Провещает святой Пантелеймон: “ударь громом, Громовник Илья! ударь огнём, Огненная Мария! а я пройду вихрем”)008.
Пожалуй, теперь уже нельзя точно определить, кого именно почитали на Громницу наши Предки – Громовержца-Перуна или Додолу-Молоньицу. Но, так или иначе, этот святодень был посвящён Божеству Грома. А суть мифа о борьбе сил Зимы и Весны не меняется от замены в нём Перуна на Додолу…

Громничная свеча.
Главный атрибут праздника Громницы это, несомненно, громничная свеча – мощный оберег, используемый в самых различных областях человеческой жизни. Некоторые считают, что свечи появились только после христианизации славян, однако я не вижу никаких оснований для этого утверждения. Ведь воск прекрасно был известен нашим Предкам (занимавшимся бортничеством) задолго до появления в славянских землях первых христиан, само же слово «свеча» – славянского, а не чужеродного происхождения. К слову сказать, в языческом Риме было принято зажигать свечи во время празднования Сатурналий.
В старину на Громницу каждый хозяин освящал свечу (её изготавливали самостоятельно, а беднякам, не имевшим своей свечи, её давал священнослужитель). Во время богослужения эта свеча (которую также называли «громницей») горела, а после хозяин торжественно нёс её домой. Того, у кого огонь не гас, а расплавленный воск падал на руку тремя каплями, согласно поверью, ожидало счастье009. Дома проводился семейный обережный обряд «огненного крещения» (равносторонний крест, прямой или косой – древний символ Огня): глава семьи подпаливал волосы вдоль и поперёк (прямым крестом) – сначала себе, а затем – домочадцам. После этот же ритуал совершался с домашними животными010.
Завершив обряд, свечу тушили и ставили за образа в Красном углу или же прятали где-нибудь в дальнем углу дома (иногда – хранили в амбаре или разламывали на куски и раскладывали в хлевах для оберегания скота). Доставали её лишь по очень важным поводам: когда шли свататься, при родах, во время грозы, давали человеку при смерти (для облегчения ухода на Тот Свет), во время поминовения Предков. Воск громницы использовали как лекарство, её носили как оберег, выносили на поля во время посева и жатвы…

Народные приметы. С праздником Громницы (как и со всяким святоднём Кологода) связано множество примет. Во завершение этой статьи хотелось бы привести некоторые из них – чтобы послужили потомкам знания Пращуров…

«Какова погода на Сретенье, такова и весна будет».
«Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завернут — весна холодная».
«Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная, выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне».
«Коли на Сретение солнце перед заходом из-под тучи выглянет и как бы улыбнется напоследок — крепких морозов уже, наверное, не будет».


Мирослав, г. Курган

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альф. Середина зимы – праздник огненного ветра. Источник: http://aingard.ru
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1 М.: Современный писатель, 1995
  3. Велеслав Черкасов. Громница. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
  4. Влесова Книга (перевод Н.В. Слатина). М. -О.: Русская Правда, 2003
  5. Дневник, 15 февраля. Источник: http://oneday.by.ru
  6. Магические жаворонки, волшебные свечи. Источник: http://aif.ru
  7. Мифологический словарь. Источник: http://bibliotekar.ru
  8. Статьи – Святая Рось. Источник: http://nat-soul.ru

001 2 числа.
002 Встреча.
003 После реформы календаря праздник Сретения в православном христианстве переместился со 2 февраля на 15-ое.
004 Согласно другому варианту этого же мифа, Кайллеах – зимний лик Бригитты. Омывшись в источнике Юности, Кайллеах сама становится Бригиттой 1 февраля каждого года.
005 Цит. по: Велеслав Черкасов. Громница. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
006 Цит. по: Мифологический словарь. Источник: http://bibliotekar.ru
007 Цит. по: Влесова Книга (перевод Н.В. Слатина). М. -О.: Русская Правда, 2003.
008 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1 М.: Современный писатель, 1995.
009 Возможно, это поверье относилось только к беднякам, получившим свечи из рук священника.
010 Известен также обычай чертить в этот святодень косые кресты на дверях домов пламенем освящённой свечи.
Hosted by uCoz